четверг, 17 июня 2010 г.

Сезон путешествий - продолжение

Сегодня я предлагаю вам вторую статью из цикла про путешествия, посвященную правильному построению композиции. Эту статью написал муж замечательной французской скрап-мастерицы Catherine Baussand (aka Cath) для ее блога. Информация и опыт, которым делится опытный фотограф-путешественник, показалась мне очень полезной, и я захотела поделиться этой информацией с вами. Cath любезно разрешила мне сделать перевод этой статьи для моего блога, который я с удовольствием и публикую. А с оригиналом статьи вы можете ознакомиться тут, в постах от 5 и 6 февраля. Статья разбита на две части, и именно так я и буду их публиковать. Последний комментарий к статье - все фотографии сделаны автором статьи. Спасибо Cath и ее мужу за ценную информацию и возможность поделиться ей с русскоязычной аудиторией.
Итак... еще немного об искусстве фотографии.
Композиция кадра. Часть 1.

Темой дня сегодня станет композиция кадра, как и было обещано в предыдущей статье (прим. переводчика – это одна из нескольких статей в блоге, посвященных искусству фотографии).

На самом деле, композиция кадра не является каким-то новшеством в скрапе, однако те правила, о которых мы будем говорить, можно применять и при создании Ваших будущих работ.
По своей сути композиция – есть искусство гармоничного расположения в кадре элементов, представленных на фотографии. Чтобы успешно справиться с этой задачей (нет-нет, не бросайтесь сразу к своему фотоаппарату, у нас в запасе еще много всякой полезной информации, которую следует изучить, прежде, чем вы начнете переходить к практике), следует поставить себя на место человека, рассматривающего фотографию. На самом деле это особенности функционирования нашего зрительного органа позволяют определить узловые точки гармоничной композиции.


Следующее условие успеха - прислушаться к себе в тот момент, когда вы решаете достать свой фотоаппарат, чтобы запечатлеть тот или иной сюжет, спросить себя, что именно вы хотите запечатлеть. Это позволит вам определить основной сюжет будущего снимка и избежать всех лишних деталей, которые будут мешать целостному восприятию сюжета. В то же время это позволит вам лучше продумать обрамление для вашего сюжета, будь то красивая линия горизонта вашего пейзажа, передача эстетической красоты объекта, передача в кадре атмосферы конкретного места (самое сложное из всего), эмоциональная окраска портрета…


Чтобы добиться этого, есть одна маленькая уловка: когда вы собираетесь сделать фото, подумайте, какое прилагательное наилучшим образом описывает сюжет, это поможет вам правильно расставить акценты в кадре.

Что касается нашей внутренней беседы с самим собой, мы в итоге должны определить, может ли та сцена, которую мы видим перед собой, правильно отразить то, что мы хотим передать, или нужно что-то изменить, чтобы получить наилучший результат. Что касается фотографирования пейзажей или сценок из повседневной жизни, то в этом случае конкретное местоположение фотографа играет решающую роль в создании композиции. Напротив, если вы создаете портретный снимок, то здесь наиболее важно положение элементов, составляющих сюжет будущей фотографии и формирующих задний план композиции. У современных фотоаппаратов есть функция, которая помогает скорректировать композицию. Она называется «размытый зум» и позволяет выделить и переместить на передний план основной объект на вашей фотографии из окружающего нагромождения предметов.

На фотографиях, представленных ниже, запечатлен один и тот же объект (мечеть Телли в Мали) в различном композиционном построении.На этой фотографии основным объектом является само сооружение, которое как бы выводит на передний план окружающая растительность.




Если мы укрупним план, сюжетом фотографии станет сценка из повседневной жизни в обрамлении пейзажа. Присутствие на фотографии жительницы Мали привносит в сюжет некоторую умиротворенность, а также дает представление о размерах мечети.



Чтобы сделать акцент на архитектурных деталях этой потрясающей мечети, я использовал «зум».



Немного подвинем вперед «зум», чтобы поближе рассмотреть архитектурные элементы.


Из собственного опыта могу сказать, что зум-объектив стандартной цифровой «мыльницы» должен быть по крайней мере 5-кратным, чтобы в наилучшей степени отразить на фотографии то, что вы задумали. Например, представленные ниже две фотографии были сняты из одной точки:



Вид на долину Нувара Элия на о.Шри-Ланка, где находятся плантации чая и сады.

Чтобы сделать акцент на этом удивительном саду, который привлек мое внимание, я использовал максимальное 5-кратное увеличение.
Теперь представим себя на месте человека, рассматривающего фотографию, чтобы понять механизм зрительного восприятия. В общем, мы «считываем» изображение точно также, как мы читаем текст. Мы, западные люди, читаем текст слева направо и сверху вниз. Вы наверняка знаете, что зрительное пространство, которое способен охватить человеческий глаз, весьма ограничено. Для того, чтобы воспринять изображение полностью, наш глаз должен очень быстро по нему пробежаться. Взгляд будет перемещаться слева направо и сверху вниз, по так называемой Z-траектории. Именно по этой причине рассматривание фотографий в пейзажном (горизонтальном) формате считается более успокаивающим, чем рассматривание фотографий портретного (вертикального) формата: нашему глазу легче «считывать» информацию по горизонтали.

Наскальный некрополь в Мире, Турция
Горизонтально ориентированный кадр увеличивает перспективу.
Чтобы проиллюстрировать то, о чем мы говорим, возьмите ваш фотоаппарат и откройте крышку объектива. Что вы видите? В самом центре видоискателя вы увидите разметку. Эта разметка помогает вам располагать точно по центру главный объект вашей композиции. Это следует максимально избегать. Не позволяйте себе следовать указаниям разметки, поскольку в этом случае композиция ваших фотографий будет всегда очень симметричной и потому очень статичной. Кроме того, наш глаз (да, опять он!) не любит располагаться в центре изображения. Поэтому просто помните, что данная разметка видоискателя предназначена для автофокусировки на главный объект вашей фотографии. Имея это в виду, сфокусируйтесь на объекте, нажав до половины хода спусковой механизм вашей камеры, затем плавно переместите ваш фотоаппарат от центра композиции, придерживая затвор наполовину нажатым.

Рыбак из Ахангамы (Шри-Ланка) расположен по центру кадра; кроме того, он сидит довольно высоко.
И вуаля! Смещение объекта (рыбака) от исходной точки делает фотографию более динамичной.

Вы можете сказать мне: «Хорошо, можно не располагать объект по центру фотографии, но куда нужно поместить его, чтобы он не перегружал композицию?»
В этом вопросе нам помогут разобраться художники. Еще художники эпохи Возрождения сформулировали правило, актуальное и в наше время – правило третей. Чтобы применить данное правило на практике, нужно визуально разделить вашу композицию по вертикали и горизонтали на три равные части. Вы получите 9 прямоугольников, ограниченных полями фотографии и двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями. Эти линии называются силовыми линиями. Вряд ли именно ваш фотоаппарат оснащен функцией выведения такой сетки непосредственно на экран, чтобы избавить вас от необходимости рисовать эти линии в своем воображении. Посмотрим, как это должно выглядеть:

Теперь сконцентрируемся на 4 точках, которые называются силовые точки, те точки, через которые обязательно «проходит» взгляд зрителя, рассматривающего фотографию. Они располагаются на пересечении силовых линий. На рисунке ниже эти точки выделены зеленым цветом:
Вот и ответ на ваш вопрос касательно места расположения нашего главного объекта съемки.. Он должен располагаться в месте пересечения линий на одной из точке или в двух точках, если нужно выделить несколько важных деталей.
На фотографии ниже очаровательная индонезийская женщина расположена по центру композиции: мы уже знаем, что такого расположения объекта следует избегать. Кроме того, в кадр попал не очень привлекательный кусок земли, который сразу же довольно бесцеремонно притягивает наш взгляд.


Поэтому я приблизился к объекту съемки (после того, как я убедился, что нож, которым она работает, не очень острый!) и сместил объект в кадре вправо таким образом, чтобы ее фигура «легла» на две силовые точки. Ее руки находятся недалеко от 3ей силовой точки, что позволяет нам сконцентрировать наше внимание на том, чем женщина занята. В этой композиции необработанный участок земли исчез из поля зрения и не отвлекает наше внимание.

Теперь мы знаем о существовании 4 важных для нашего зрения точек. Кроме этого, следует также помнить, что нашему взгляду характерно не только перемещаться по Z-траектории, но и останавливаться на больших по размеру элементах композиции. В первую очередь, взгляд привлечет фигура человека или животного, затем он отметит движение (поверхность воды, облака, солнце также воспринимаются в движении) и в последнюю очередь взгляд обратится на неподвижные элементы композиции, отметив наиболее массивные из них. Наш взгляд также привлекают светлые участки на фотографии в ущерб, разумеется, основному объекту съемки. Это мы можем увидеть на данной фотографии: фотограф потрудился сместить объект относительно центра композиции, приподнять композицию над уровнем земли, однако он не смог притемнить козью шкуру, которая, будучи очень светлой, сразу же притягивает взгляд.

На этом мы сделаем паузу, чтобы вы смогли все это переварить. Встретимся завтра, чтобы изучить эффекты перспективы, поговорить о гармонии, холодных и теплых линиях и использовать технику, применяемую в кинематографе, которая позволяет направлять взгляд зрителя внутрь кадра. Помните о силовых линиях и силовых точках, которые позволят вам преуспеть в фотографии. До завтра, если вы захотите присоединиться снова!


В Интернете можно найти много статей о правиле третей и золотом сечении. Я могу порекомендовать несколько ресурсов, в которых данная тема раскрывается доступным и лаконичным языком

Через пару дней жду вас снова у себя на блоге, чтобы прочитать продолжение статьи. Спасибо за то, что заглянули!

2 комментария:

  1. Аня, спасибо за весьма полезную информацию! Позже прочитаю еще раз))

    ОтветитьУдалить
  2. Анечка, спасибо огромное за перевод статьи!!! Очень полезная!!! И за ссылки спасибо!

    ОтветитьУдалить